Развитие нервной системы ребенка 8 месяцев

Особенности нервной системы у детей

Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.

Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.

Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.

За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы

Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

Много интересного вы сможете найти в разделе -РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

Читайте так же:

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденногобезусловными врожденными рефлексами. которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных. или безусловных. рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы. обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы. указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов. на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Нервно-психическое развитие ребенка

В первые месяцы жизни мозг, психика, интеллект малыша развиваются так интенсивно, как потом никогда в жизни.
Поэтому чрезвычайно важно – в каких условиях проходят эти процессы, созданы ли малышу условия для его гармоничного нервно-психического развития. Ведь от этого зависит психическое, психологическое здоровье, интеллект, коммуникабельность будущего взрослого человека, а значит и его судьба. Как же создать ребенку оптимальные условия для его гармоничного развития?

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
К моменту рождения ребенка нервная система по сравнению с другими наименее развита и дифференцирована.
Формирование мозга и всей нервной системы происходит еще долгое время после появления ребенка на свет.
В течение первого года жизни развитие мозга и нервной системы в целом идет очень интенсивно: увеличиваются размеры нервных клеток, между ними образуется огромное количество связей, происходит миелинизация нервных волокон.
К 6 месяцам жизни большинство нервных волокон, проводящих импульсы от коры больших полушарий мозга, покрыты миелином, к 3-5 годам этот процесс завершается почти полностью. В первые месяцы жизни в 20 раз увеличивается количество синапсов:
в возрасте 2–х месяцев – в областях коры головного мозга отвечающих за моторику,
к 3-м месяцам – за зрение, после 6 месяцев — в лобных долях полушарий, отвечающих за логическое мышление и предвидение.
Между 8 и 10 месяцами начинает полноценно функционировать гипокамп, область мозга, отвечающая за долговременную память.
Процессы образования новых нейронных связей идут так интенсивно, что детский мозг потребляет энергии в 2 раза больше взрослого.

Физиологические рефлексы новорожденного:
Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов.
Их можно условно разделить на 3 группы:
1. Функциональные (сосательный, глотательный, зрачковый, мигание глаз и др.) Большинство из них — стойкие пожизненные автоматизмы.
2. Атавистические, которые не играют особой роли в выживании младенца, и достались нам от животных предков. ( Робинзона — хватательный, Моро, автоматизма ходьбы, ползанья, плавания). Эти рефлексы угасают в первые 3 -5 месяцев жизни. Но, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, то на их основе можно выработать сложные, целенаправленные формы поведения.
3. Ориентировочные ( Что такое? ). Являются основой потребности во впечатлениях и направлены на контакт с внешним миром. Именно на их основе формируется человек как уникальная личность.
Наличие ориентировочных рефлексов новорожденного на свет, звук, прикосновение, свидетельствует о том, что все органы чувств к моменту рождения функционируют. Причем органы чувств младенца настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека.

В 2 – 3 недельном возрасте вырабатываются первые простые условные рефлексы.
После 3-х месяцев условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, прочно и устойчиво, ребенок может быстро приобрести определенные навыки поведения и привычки, надолго или навсегда. Т.о. формируется первая сигнальная система.
С 6–7 месяцев до 1,5–2 лет у малыша формируется вторая сигнальная система, т.е. речь.

Факторы, влияющие на развитие НС.

Процесс развития НС у здорового ребенка определяется наследственной программой и впечатлениями, опытом, обучением. Причем генетически предопределены только самые основные функции мозга, позволяющие работать внутренним органам. Дальнейшее развитие мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения.
Кто же обеспечивает малышу эти внешние стимулы и впечатления?
Находящийся рядом взрослый. То есть потребность в общении, впечатлениях, обучении, у маленького ребенка может быть реализована только с помощью других людей, в первую очередь – родителей.

Двигательные навыки младенца.
По мере развития нервной системы ребенка он постепенно овладевает различными двигательными (моторными) навыками и умениями. От наследственной программы зависит очередность формирования моторных навыков, но не конкретные сроки их появления. Своевременное появление двигательных навыков у здорового младенца свидетельствует о его правильном «воспитании».
Например, навык ползания может появиться в возрасте 7-8 месяцев (иногда и раньше) только в том случае, если малыша регулярно выкладывали на ровную, твердую поверхность на животик.

При правильном воспитательном воздействии, каждый навык появляется у ребенка примерно в определенный срок.
Если его появление задерживается, говорят об отставании в НПР ребенка.
Существуют таблицы с ориентировочными сроками появления двигательных. речевых навыков и эмоций малыша. С их помощью оценивают соответствие НПР возрасту ребенка.

Поведение и воспитание ребенка первого года жизни

Итак, поведение ребенка в первые дни жизни обусловлено врожденными рефлексами, но рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.
Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под влиянием взрослых.

Источники: http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/osobennosti-nervnoj-sistemy-u-detej.html, http://spravka.komarovskiy.net/pokazateli-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej-pervogo-goda-zhizni.html, http://cpr35.com.ru/content/articles/index.php?article=1390

Избранные статьи

Можно ребенку 6 7 месяцев

Режим ребенка 6-7 месяцев В возрасте 6-7 месяцев маленький далее…

Ребенок 9 месяцев ударился головой

Что делать, если ребенок далее…

Стул у грудничка в 1 месяц

Стул ребенка в 1 далее…

Сухой кашель ребенка утром вечером

Вечерний кашель у далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Молитва как отучить ребенка от грудного вскармливания

Как отлучить ребенка от грудного вскармливания Отучение от груди – процесс, через который проходит каждая мама и у каждой встают практически одинаковые вопросы: В каком возрасте…

Как отучить ребенка от мата

Женские Секреты Как отучить ребенка от мата Все чаще вы сталкиваетесь с такой проблемой, как мат из уст…

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет

Ребенку 1 месяц похрюкивает и кашляет Хронические заболевания: не указаны Добрый день! Скажите пожалуйста ребенку 1 месяц, с 21.04 начал хрюкать носом, как будто между носом и…

Ссылка на основную публикацию