Периоды развития грудных детей

Периоды развития ребёнка

С момента зачатия человеческий организм посто­янно развивается. Отдельные периоды жизни отличаю­тся некоторыми особенностями, сумма которых дает их общую характеристику. Давайте рассмот рим основные периоды развития ребёнка.

Период новорожденного ребенка

Период новорожденного ребенка нач инается с его первого крика, первого вздоха и длится до конца первого месяца жизни. Ребенок еще очень слаб и нуждается в помощи взрослых. Ему необходима теплая материнская любовь и постоянная и самоотверженная материнская забота. С помощью взрослых дитя посте­пенно приспосабливается к внешним условиям от первого самостоятельного вздоха, начала самостоя­тельного терморегулирования до приема пищи. В этот период возможны весьма частые и тяжелые расстройст­ва в организме.

Период грудного ребенка

Период грудного ребенка начинает ся в конце первого месяца и заканчивается первым годом жизни ребенка. Он уже ведет себя несколько независимее, хотя и полностью зависит от матери. Главная особеность этой связи — кормление грудью. У ребенка наблюдает­ся быстрый рост потребности в кормлении. Он уже менее чувствителен к инфекции, особенно если питается материнским молоком, которое содействует образова­нию иммунных свойств в организме ребенка.

Забота взрослых в этот период должна быть направлена на правильное питание и уход, защиту от инфекционных заболеваний и воспитание ребенка.

Период маленького ребенка

Период маленького ребенка начинаетс я со второго и заканчивается третьим годом его жизни. Все заметнее проявляется самостоятельность. Ребенок уже не все время на коленях у матери, он все больше удаляется от неё, поскольку уже может самостоятельно передвигать­ся. Речевые возможности содействуют его более тесно­му контакту с окружающими, а не только с матерью. Он приобретает первые понятия и уже способен к анализу и синтезу, к самостоятельному принятию некоторых решений. Чаще всего ребенок болеет детскими зараз­ными болезнями, такими как ветрянка, дифтерит, коклюш и др.

Период дошкольного возраста

Период дошкольного возраста ребенка дли тся от предыдущей стадии до полных шести лет. Он харак­теризуется интенсивным созреванием центральной нер­вной системы. Ребенок становится все более самостоя­тельным, все больше проявляет свое „я”. Игры являют­ся важнейшей деятельностью в этом периоде его жизни.

Период школьного возраста

Период школьного возраста начи нается с шести-семи и длится до шестнадцати лет. В этот период физичес­кое и психическое развитие проходит весьма интенсив­но. Ребенок вступает в общественные отношения и становится более или менее социальным существом. Среди детей этого возраста быстро растет количество несчастных случаев, поскольку коммуникабельность детей в этот период ярко выражена. Проявляются нарушения осанки и походки.

Период полового созревания

Период полового созревания у дете й школьного озраста начинается приблизительно в 11—12 лет у евочек, а у мальчиков — в 12—13 лет. У детей этого озраста появляются так называемые вторичные поло-ые признаки: волосы вокруг половых органов, борода, сы, груди… Этот период характеризуется бурными изическими и психическими переменами. Возможны оявления функциональных расстройств или заболева­ния, характерные для этого периода.

Период возмужания

Период возмужания прямо с вязан с предыдущим и характеризуется зрелостью всех органов и их функций. Физическая и психическая самостоятельность полная. Социальные позиции определены. Заканчивается рост костей и мышц.

Подобное разделение на периоды, как и любое другое, является условным и искусственным. Границы же между ними не могут быть строго и четко определены. Но все-таки такое разделение помогает нам понять некоторые особенности отдельных стадий развития ребенка.

Грудной период

Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.

В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.

На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь — она становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).

Значительная интенсивность обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.

Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.

Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.

Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.

Как сохранить здоровье

Периоды развития ребенка

Период внутриутробного развития плода.

Период внутриутробного развития плода длится в среднем 270 дней. В это время идет исключительно бурный рост плода, закладываются и формируются основные функции и морфологические особенности ребенка. Поэтому полноценное развитие будущего новорожденного зависит в значительной мере от состояния здоровью матери, ее питания, образа жизни, нервно-психического состояния, физической нагрузки.

Чем благоприятнее условия жизни матери в этот период, тем здоровее будет ребенок. Из питания должны быть исключены алкоголь, крепкий чай, кофе, чересчур острые и пряные блюда.

Период новорожденности — это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен.

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

Длительность грудного периода определяется условно необходимым сроком кормления ребенка грудным молоком; у большинства детей он заканчивается к концу первого года жизни.

В этот период идет интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения.

Выраженная нестойкость процесса обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей появляются так называемые аномалии конституции — экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.

Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, дизентерия и др.) легко возникают судороги, явления менингизма и токсикозы.

Период молочных зубов.

Период молочных зубов охватывает возраст от одного года до 6-7 лет. В это время центральная и перифричесая нервные системы ребенка достигают более полного развития. Он начинает хорошо говорить, заапас представлений об окружающем мире у него значительно обогащается, расширяются и углубляются внешние проявления эмоциональных переживаний. Значительно уменьшается склонность к диффузным реакциям, в результате чего ряд заболеваний (воспаление легких, болезни желудочно-кишечного тракта и др.) протекают также, как у взрослых.

В этом периоде, и особенно в дошкольном, чаще встречаются заболевания, в патогенезе которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, крапивница, ревматизм). Чаще встречаются острые детские инфекции, возрастает возможность инфицирования и заболевания туберкулезом, полиомиелитом.

От 7 до 16 лет. Разделяется на младший школьный и средний школьный возраст. У детей младшего школьного возраста основные органы достигают полного развития. Заканчивается и морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга и проводящих путей.

У детей среднего школьного возраста появляются вторичные половые признаки, повышается роль гормонов половых желез, щитовидных желез и мозгового придатка; заметно ослабевает функция зобной железы. Часто наблюдаются эндокринные дисфункции. Увеличивается частота ревматизма, заболеваний сердца, нервной системы.

Из Большой семейной энциклопедии народной медицины доктора Ужегова

Поделиться с друзьями

Источники: http://ladyelena.ru/periody-razvitiya-rebyonka/, http://studopedia.ru/6_153795_grudnoy-period.html, http://dolgoezdravie.ru/periody.html

Избранные статьи

Давать рыбу ребенку 9 месяцев

Рыба для детей до далее…

Приучаем ребенка активному образу жизни

Приучаем детей к активному образу жизни далее…

Почему новорожденный не спит после кормления смесью

Икота и другие проблемы новорожденных после кормления Первые проблемы новорожденного далее…

Меню 4 х месячного ребенка искусственника

Меню ребенка в далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Можно кормить ребенка после 7 месяцев

Чем можно кормить ребенка в 7 месяцев? По рекомендациям ВОЗ до 6 месяцев малыши должны питаться грудным молоком (смесью). Прикорм вводят, когда крохе исполнится полгода….

Рождение ребенка на 8 месяце беременности

Преждевременные роды. Роды на 7 или 8 месяце беременности Будущие родители с радостью ждут появления своего ребенка на свет. Они желают всем сердцем,…

Какой температуре ребенка вызывать

При какой температуре вызывать врача на дом ребенку ​Самое страшное для мамы – болезнь ребенка, поэтому при…

Ссылка на основную публикацию