- 1 Периоды развития ребёнка
- 2 Период новорожденного ребенка
- 3 Период грудного ребенка
- 4 Период маленького ребенка
- 5 Период дошкольного возраста
- 6 Период школьного возраста
- 7 Период полового созревания
- 8 Период возмужания
- 9 Грудной период
- 10 Как сохранить здоровье
- 11 Периоды развития ребенка
- 12 Избранные статьи
- 13 Давать рыбу ребенку 9 месяцев
- 14 Приучаем ребенка активному образу жизни
- 15 Почему новорожденный не спит после кормления смесью
- 16 Меню 4 х месячного ребенка искусственника
- 17 Популярные статьи
Периоды развития ребёнка
С момента зачатия человеческий организм постоянно развивается. Отдельные периоды жизни отличаются некоторыми особенностями, сумма которых дает их общую характеристику. Давайте рассмот рим основные периоды развития ребёнка.
Период новорожденного ребенка
Период новорожденного ребенка нач инается с его первого крика, первого вздоха и длится до конца первого месяца жизни. Ребенок еще очень слаб и нуждается в помощи взрослых. Ему необходима теплая материнская любовь и постоянная и самоотверженная материнская забота. С помощью взрослых дитя постепенно приспосабливается к внешним условиям от первого самостоятельного вздоха, начала самостоятельного терморегулирования до приема пищи. В этот период возможны весьма частые и тяжелые расстройства в организме.
Период грудного ребенка
Период грудного ребенка начинает ся в конце первого месяца и заканчивается первым годом жизни ребенка. Он уже ведет себя несколько независимее, хотя и полностью зависит от матери. Главная особеность этой связи — кормление грудью. У ребенка наблюдается быстрый рост потребности в кормлении. Он уже менее чувствителен к инфекции, особенно если питается материнским молоком, которое содействует образованию иммунных свойств в организме ребенка.
Забота взрослых в этот период должна быть направлена на правильное питание и уход, защиту от инфекционных заболеваний и воспитание ребенка.
Период маленького ребенка
Период маленького ребенка начинаетс я со второго и заканчивается третьим годом его жизни. Все заметнее проявляется самостоятельность. Ребенок уже не все время на коленях у матери, он все больше удаляется от неё, поскольку уже может самостоятельно передвигаться. Речевые возможности содействуют его более тесному контакту с окружающими, а не только с матерью. Он приобретает первые понятия и уже способен к анализу и синтезу, к самостоятельному принятию некоторых решений. Чаще всего ребенок болеет детскими заразными болезнями, такими как ветрянка, дифтерит, коклюш и др.
Период дошкольного возраста
Период дошкольного возраста ребенка дли тся от предыдущей стадии до полных шести лет. Он характеризуется интенсивным созреванием центральной нервной системы. Ребенок становится все более самостоятельным, все больше проявляет свое „я”. Игры являются важнейшей деятельностью в этом периоде его жизни.
Период школьного возраста
Период школьного возраста начи нается с шести-семи и длится до шестнадцати лет. В этот период физическое и психическое развитие проходит весьма интенсивно. Ребенок вступает в общественные отношения и становится более или менее социальным существом. Среди детей этого возраста быстро растет количество несчастных случаев, поскольку коммуникабельность детей в этот период ярко выражена. Проявляются нарушения осанки и походки.
Период полового созревания
Период полового созревания у дете й школьного озраста начинается приблизительно в 11—12 лет у евочек, а у мальчиков — в 12—13 лет. У детей этого озраста появляются так называемые вторичные поло-ые признаки: волосы вокруг половых органов, борода, сы, груди… Этот период характеризуется бурными изическими и психическими переменами. Возможны оявления функциональных расстройств или заболевания, характерные для этого периода.
Период возмужания
Период возмужания прямо с вязан с предыдущим и характеризуется зрелостью всех органов и их функций. Физическая и психическая самостоятельность полная. Социальные позиции определены. Заканчивается рост костей и мышц.
Подобное разделение на периоды, как и любое другое, является условным и искусственным. Границы же между ними не могут быть строго и четко определены. Но все-таки такое разделение помогает нам понять некоторые особенности отдельных стадий развития ребенка.
Грудной период
Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.
В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.
На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь — она становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).
Значительная интенсивность обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.
Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.
Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.
Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.
Как сохранить здоровье
Периоды развития ребенка
Период внутриутробного развития плода.
Период внутриутробного развития плода длится в среднем 270 дней. В это время идет исключительно бурный рост плода, закладываются и формируются основные функции и морфологические особенности ребенка. Поэтому полноценное развитие будущего новорожденного зависит в значительной мере от состояния здоровью матери, ее питания, образа жизни, нервно-психического состояния, физической нагрузки.
Чем благоприятнее условия жизни матери в этот период, тем здоровее будет ребенок. Из питания должны быть исключены алкоголь, крепкий чай, кофе, чересчур острые и пряные блюда.
Период новорожденности — это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.
С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен.
Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.
Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.
Длительность грудного периода определяется условно необходимым сроком кормления ребенка грудным молоком; у большинства детей он заканчивается к концу первого года жизни.
В этот период идет интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения.
Выраженная нестойкость процесса обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей появляются так называемые аномалии конституции — экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.
Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, дизентерия и др.) легко возникают судороги, явления менингизма и токсикозы.
Период молочных зубов.
Период молочных зубов охватывает возраст от одного года до 6-7 лет. В это время центральная и перифричесая нервные системы ребенка достигают более полного развития. Он начинает хорошо говорить, заапас представлений об окружающем мире у него значительно обогащается, расширяются и углубляются внешние проявления эмоциональных переживаний. Значительно уменьшается склонность к диффузным реакциям, в результате чего ряд заболеваний (воспаление легких, болезни желудочно-кишечного тракта и др.) протекают также, как у взрослых.
В этом периоде, и особенно в дошкольном, чаще встречаются заболевания, в патогенезе которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, крапивница, ревматизм). Чаще встречаются острые детские инфекции, возрастает возможность инфицирования и заболевания туберкулезом, полиомиелитом.
От 7 до 16 лет. Разделяется на младший школьный и средний школьный возраст. У детей младшего школьного возраста основные органы достигают полного развития. Заканчивается и морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга и проводящих путей.
У детей среднего школьного возраста появляются вторичные половые признаки, повышается роль гормонов половых желез, щитовидных желез и мозгового придатка; заметно ослабевает функция зобной железы. Часто наблюдаются эндокринные дисфункции. Увеличивается частота ревматизма, заболеваний сердца, нервной системы.
Из Большой семейной энциклопедии народной медицины доктора Ужегова
Поделиться с друзьями
Источники: http://ladyelena.ru/periody-razvitiya-rebyonka/, http://studopedia.ru/6_153795_grudnoy-period.html, http://dolgoezdravie.ru/periody.html
Избранные статьи
Давать рыбу ребенку 9 месяцев
Рыба для детей до далее…
Приучаем ребенка активному образу жизни
Приучаем детей к активному образу жизни далее…
Почему новорожденный не спит после кормления смесью
Икота и другие проблемы новорожденных после кормления Первые проблемы новорожденного далее…
Меню 4 х месячного ребенка искусственника
Меню ребенка в далее…
Популярные статьи
Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)
Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)
Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)
9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)
Ребенок родился 8 месячный последствия (136)
Простуда ребенка 5 месяцев (133)
Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)
Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)
Интересно
Можно кормить ребенка после 7 месяцев
Чем можно кормить ребенка в 7 месяцев? По рекомендациям ВОЗ до 6 месяцев малыши должны питаться грудным молоком (смесью). Прикорм вводят, когда крохе исполнится полгода….
Рождение ребенка на 8 месяце беременности
Преждевременные роды. Роды на 7 или 8 месяце беременности Будущие родители с радостью ждут появления своего ребенка на свет. Они желают всем сердцем,…
Какой температуре ребенка вызывать
При какой температуре вызывать врача на дом ребенку Самое страшное для мамы – болезнь ребенка, поэтому при…