Нервная система ребенка 4 месяца

Особенности нервной системы у детей

Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.

Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.

Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.

За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы

Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

Много интересного вы сможете найти в разделе -РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

Читайте так же:

Нервный ребёнок

Нервный ребёнок — это не диагноз, а характеристика малыша с психо–эмоциональным нарушением по типу невроза. Проявляться это может плаксивостью, обидчивостью, резкими перепадами настроения, плохим аппетитом, чутким сном, плохой концентрацией внимания. У маленьких детей беспокойство может сопровождаться плохим усвоением пищи, что часто проявляется срыгиваниями. В возрасте 1-4 лет проявления невроза у детей могут быть выражены в ковырянии пупка, в детском онанизме, в нервных почесываниях и т.д.

Чтобы уравновесить психическое состояние ребёнка, необходимо устранить причину такого нервозного поведения.

Причины нервной возбудимости у детей

Некоторые дети уже рождаются «тревожными», тогда врачи говорят о врождённой невропатии. Такое происходит, если подобными чертами обладал в раннем детстве кто-то из родителей. Новорожденные обладают незрелой нервной системой, которая заканчивает своё основное развитие к году. В ряде случаев «дозревание» происходит без какой-либо помощи из вне, само собой. Однако в некоторых ситуациях, особенно в случаях осложнённой беременности (инфекции, гестозы, вредные привычки матери), развитие мозговых структур и нервной проводимости может затрудняться в связи с нанесённым во время беременности вредом нервной системе ребёнка. В этом случае существует риск возникновения нервных заболеваний у детей и требуется регулярное наблюдение у невролога и психиатра.

Если же обычно спокойный ребёнок неожиданно стал нервным, то, скорее всего, речь идёт о развитии невроза на почве приобретённых инфекций или психологического дискомфорта (испуг, стресс, конфликт).

Нервный срыв у ребёнка

У детей могут наблюдаться явления срыва в случаях, когда нервное напряжение накапливалось в течение длительного времени, и укрывалось за страхом малыша выразить свои эмоции (например, если ребёнок был свидетелем нескольких конфликтов в отношениях родителей). Наряду с этим нервный срыв у ребёнка возможен как немедленная реакция на возникшую психотравмирующую ситуацию (не совпадение ожиданий с реальностью, смерть близкого, резкое отлучение от груди, оставление в опасности и т.д.).

Внешне нервный срыв выражается истерическими рыданиями, возбудимостью ребёнка, требованиями сделать так, как он хочет. Как в ситуации срыва успокоить нервного ребёнка? Чаще всего срабатывает метод переключения внимания (неожиданно предложить ребёнку полистать интересную книгу, обратить его внимание на происходящее в окне «Смотри, какая машина поехала» и т.д.). В такие моменты родителям важно самим быть спокойными и доброжелательными.

Как лечить нервного ребёнка?

В лечении нервной системы у детей обычно назначают витамины группы B, поскольку они нормализуют нервную деятельность и способствуют улучшению нервной проводимости. Но в основном восстановление психического равновесия у ребёнка происходит благодаря созданию благоприятной психологической атмосферы в семье. В лечении нервного ребёнка многое зависит от ситуации в семье, отношений между её членами. Родителям важно не ругать чадо, не нагружать учёбой, а дать отдохнуть. При этом необходимо поддерживать дружественный контакт с малышом.

Но что делать, если ребёнок очень нервный, а срывы происходят достаточно часто? Обычно в этом случае врачи предлагают поддержать нервную систему психотропными препаратами (типа фенибута). Они помогут снять возникшее нервное напряжение в остром периоде.

Нервная система ребенка

Центральная нервная система осуществляет взаимную связь отдельных органов нашего организма между собою, объединяет их в единое целое и регулирует протекающие в них процессы. Кроме того, посредством нервной системы осуществляется постоянная связь организма с окружающей его внешней средой.

К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система еще не достигает полного развития.

Спинной мозг в эмбриональном периоде начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка по своему строению является более законченным по сравнению с головным мозгом. Это обусловливает несколько большую функциональную зрелость спинного мозга, благодаря чему и осуществляются первоначальные движения ребенка.

Развитие спинного мозга протекает довольно энергично; в течение всего периода роста вес его увеличивается в 8 раз.

Вес головного мозга относительно велик, он составляет у ребенка около #8539; веса тела, а у взрослого — 1/40. В первые годы жизни происходит быстрое развитие мозга. Первоначальный вес головного мозга к 9 месяцам удваивается, на 3-м году жизни утраивается, к 20 годам увеличивается в 4—5 раз. Мозговая ткань новорожденного богата водой, борозды выражены слабо, некоторые совсем отсутствуют. Специфическая нервная ткань мозга, кора и пирамидные пути недоразвиты. Незакончена и миелинизация нервных путей головного мозга. Этот процесс происходит постепенно.

Также еще не полностью сформированы корковые центры, которые развиваются лишь к 4 месяцам. Приблизительно к 5 годам мозг ребенка по внешнему виду напоминает мозг взрослого, хотя его развитие все еще не вполне закончено.

Реакции организма на воздействия внешней среды проявляются в форме безусловных или условных рефлексов. У новорожденного ребенка существуют только безусловные, или врожденные рефлексы, например сосательный (пищевой): ребенок сразу после рождения начинает сосать, если прикоснуться к его губам; мигать и жмуриться на яркий свет; отдергивать ногу, если слегка кольнуть подошву (оборонительный рефлекс). Безусловные рефлексы осуществляются спинным мозгом и подкорковыми отделами мозга.

Условные рефлексы в отличие от безусловных не являются врожденными и вырабатываются в процессе жизни человека. Как показали исследования И. П. Павлова, эти рефлексы образуются постоянно, они возникают при определенных условиях на основе безусловных рефлексов н исчезают при нарушении этих условий. Таким образом, условные рефлексы отличаются от безусловных своим временным характером, т. е. они существуют до тех пор, Пока необходимы организму. Условные рефлексы образуются в коре головного мозга и, следовательно, могут вырабатываться только тогда, когда она достигает известного развития.

Изучение условных рефлексов у ребенка показывает, что уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни начинает функционировать кора мозга.

Наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, это первые сигналы действительности. С их помощью мы можем узнавать предметы и ориентироваться в окружающей среде.

Речь — второй сигнал действительности, сигнал сигналов.

Раздражения (впечатления) из окружающего нас мира воспринимаются, как известно, посредством органов чувств. Таким образом, понятно, что для выработки условных рефлексов, кроме зрелости коры головного мозга, необходимо, чтобы органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус — были также достаточно развиты. Изучение условных рефлексов у детей с самого раннего возраста дало возможность получить сведения о развитии и деятельности органов чувств.

Установлено, что на 2-м месяце жизни ребенок различает звуки; так же рано ребенок начинает различать запахи; у него появляются вкусовые восприятия на сладкое, соленое, кислое и горькое. В конце первого полугодия ребенок уже различает цвета и даже лица (узнает мать).

Условные связи в коре головного мозга ребенка образуются под влиянием не только непосредственных раздражений, но и слов, являющихся сигналами этих раздражителей. Первоначально у ребенка появляется понимание речи, затем начинается ее формирование. Развитие речи у ребенка приводит к более широкому знакомству с окружающей его внешней средой и способствует развитию центральной нервной системы.

Уже с самого раннего возраста у детей наблюдаются индивидуально различные ответные реакции на одинаковые факторы внешней среды. Эти индивидуальные реакции обусловливаются типологическими особенностями высшей нервной деятельности у разных детей.

Возбудимость центральной нервной системы у детей различна. У одних преобладают раздражительные нервные процессы, у других — тормозные, у некоторых детей наблюдается уравновешенность обоих процессов.

Источники: http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/osobennosti-nervnoj-sistemy-u-detej.html, http://womanadvice.ru/nervnyy-rebyonok, http://www.detki-mama.ru/nervy

Избранные статьи

Протаргол при аденоидах у детей отзывы

Протаргол и Колларгол при аденоидите. далее…

Беспокойный сон новорожденного ребенка

Беспокойный сон у далее…

Годовалый ребенок сильно плачет

Почему ребенок плачет перед далее…

Начинается сухой кашель у ребенка что делать

Как и чем лечить начинающийся кашель? Когда кашель только начинается, далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Капли при аденоидах у детей

Аденоиды у детей и их лечение Что собой представляют аденоиды Аденоиды — это воспаление носоглоточной миндалины у малышей от 2 до 10 лет.Сущность профилактики воспаления миндалин в носоглотке…

Можно ли менять смесь ребенку

Подскажите кто знает, нам почти 3 недели, стала давать докорм, т.к. выяснила, что молока мало, даже в весе потеряли прилично(за что себя просто убить готова:wife….

Ребенок 8 месяцев постоянно ноет

Консультации детского психолога — Ребенку 8 месяцев, постоянно ноет и просится на ручки Ребенку 8 месяцев, постоянно ноет и просится на ручки Добрый…

Ссылка на основную публикацию